Аштанга-йога

Йога

Аштанга-йога была описана еще в 1 в. до нашей эры риши Патанджали, жившим в Индии в древности. Аштанга-йога — это система продвижения по духовному Пути, в переводе это название означает восьмиступенчатый Путь к конечной Цели.

Практика аштанга проводится как серия переходов из позы в позу, которые отличаются большей сложностью, чем в других разновидностях йоги. Двигаться здесь нужно в быстром темпе. Для тех, кто обладает неутомимым разумом и сильным телом и хочет развить силу, выносливость и гибкость, это очень подходящий вид практики.

Патанджали дал восемь главных ступеней восхождения: йама — нийама — асана — пранайама — пратьяхара — дхарана — дхьяна — самадхи. Первые четыре шага приводят человека к физическому очищению, последние четыре ступени посвящены моральному и духовному обновлению. Чтобы правильно пройти все эти шаги, на одну полную серию аштанги нужно тратить от семидесяти пяти до девяноста минут. Открытие практики Аштанга-йоги происходит с серии Сурия Намаскар (Приветствие Богу Солнца). Прежде чем переходить к следующему или пытаться выполнить новый шаг, предыдущая ступень должна быть доведена до конца.

Две первые ступени дополняют друг друга, схожи и осваиваются одновременно. Вот эти ступени:

Йама и нийама – контроль и правила поведения, означает дословно “усилие и расслабление” или “напряжение и покой”. Эта ступень направлена на освоение главных этических правил жизни. Кроме того, здесь идет речь о навыках психогигиены. Чтобы крепко стоять на пути йоги, нужно усвоить главное правило — живи сам и не мешай жить другим. Поэтому первые ступени, это заповеди, которые в первую очередь касаются установок и образа жизни начинающего йогина.

1. “Ахимса” — означает неприменение насилия. Речь идёт о стремлении, по мере сил, не причинять любого вреда живым существам в мыслях и словах, чувствах и действиях. Сюда входят и правила этически верного питания, и, что не менее важно, избегание грубых эмоций. Все эти формы проявления гун невежества и страсти тонко и прочно связаны между собой. Гнев, страх, осуждение, обида, тревога, чувство вины – все эти негативные вибрации находятся во власти индивидуального “я”, поэтому человек должен уметь контролировать их.

2. “Сатья” означает правдивость. Если человек честен, он заслужит уважение. Солгав, становясь заложниками своей лжи перед другими, мы унижаем собственное достоинство. Зачем осложнять жизнь, опасаться разоблачения, жить в тревоге, а не в состоянии устойчивого и чистого покоя? Бывает, что если раскрыть правду, то это причинит другому человеку вред. В таком случае лучше промолчать и уйти от ответа.

3. “Астея” — отказ от стремления обладать чужим добром. Нужно устремить все мысли и чувства к Богу. Тяготение к приобретению и обладанию материальными вещами, к тому же чужими, — патология сознания. Это сопряжено с причинением вреда другим людям.
4. “Апариграха” — непривязанность к ненужным (не необходимым) вещам, которые отвлекают внимание от цели – Слияния с Творцом.
5. “Брахмачария” – “следование путём Брахмана (Святого Духа)”. На место материальным желаниям приходит тотальное желание найти Творца сначала умом и чувствами, а потом — развитым и направленным потоком сознания. Это искренний отказ и от поисков земной славы, от накопления ненужных в мире Господа вещей и даже от украшательства своего тела. Иногда правило брахмачарии трактуют как целибат (половое воздержание). Но это — неверно и вовсе не нужно при духовном отношении к сексу. Важен лишь отказ от избыточной увлечённости им.
6. “Шауча” — соблюдение чистоты тела.
7. “Митахара” — чистое питание – это приготовление пищи, исключающее продукты, полученные путем убиения животных. Для лучшего эффекта перед вкушением пищи можно медитировать или читать молитвы (мантры).
8. “Сантоша” — постоянное поддержание благостного состояния и созидательного настроения. Когда мы чувствуем Господа, то целиком и полностью посвящаем свою жизнь служению; если у нас нет корысти в личных делах и мы знаем, что за нами Он, всегда и везде, так отчего же не возрадоваться?
9. “Свадхьяна” — это размышления и беседы, чтения и общение со сведущими людьми, которые помогают осознать смысл своей жизни и своего Пути.
10. “Тапас” — означает готовность подчинить сиюминутные желания разумной воле, и следовать этим путем, руководствуясь трезвостью и самоконтролем.
11. “Ишварапранитхана” — означает понимание пронизанности всего мира Сознанием Творца (Ишвары), и ощущение Его присутствия всегда и всюду, восприятие Его как учителя и свидетеля всего, что я делаю и что происходит кругом.
Двенадцатое правило — “кшама” — терпимость к людям, даже если они думают иначе, чем ты сам. «Не суди, да не судимым будешь».
13. “Дайя” — милосердие и доброта, стремление к сострадательности.
14. “Арджава” — простота и отсутствие высокомерия. Простота поведения — признак чистоты ума.
15. “Хри” — смиренномудрие. Это отсутствие самолюбования и гордости из-за своих реальных успехов и отсутствие тщеславия и самовосхваления из-за своих мнимых достоинств.
В общем, на этой стадии («йама-нийама») происходит процесс трансформации вредных привычек и ненужных качеств характера в экологичный образ жизни и духовность. Это начало долгого пути, ведущего к соприкосновению с сознанием Бога.
Аштанга-йога

Дхарана — следующая ступень

Дхарана — это “поддержание правильной концентрации”, а правильная концентрация – удержание индрий («щупалец» сознания) на Боге, проявление полной устремленности к Богу, к слиянию с Ним. Когда тело укреплено асанами, ум очищен пламенем пранаямы, а чувства укрощены пратьяхарой, ученик достигает шестой ступени йоги.

Поскольку на этой стадии еще сложно непосредственно воспринимать Бога-Творца или Святой Дух, может помочь медитация на конкретного божественного Учителя, чей реальный Образ по последнему воплощению хорошо знаком и понятен. Сосредоточив свой ум, непрерывно медитируя и наполняя сердце любовью, йогин трансформируется, и сам частично превращается в того божественного Учителя, чей Образ удерживает в сознании. Если же на этой ступени ученик обладает достаточной личной силой, чтобы удерживать непрерывную концентрацию на Боге, он постепенно приобретает качества, присущие Богу.

На этой стадии речь идет уже не о йоге как системе упражнений для тела и ума, а о мощном развитии вставшего на Путь йоги человека как духовного существа.
На ступени дхарана ученик совершенствуется в том, чтобы разливать сознание в тончайшем и прекраснейшем пространстве материального мира. Через такую сонастройку он укрепляется в гуне благости. Этот шаг означает, что разум оказывается полностью сконцентрированным на одном объекте. Дхарана – состояние полного поглощения, а чтобы достичь этого ум должен быть спокойным. Ум – это инструмент, который анализирует, оценивает и синтезирует образы внешнего и внутреннего мира. Чтобы правильно использовать инструмент, нужно знать принцип его работы.
Подобно тому, как вода принимает очертания стакана, так и ум, рассматривая объект, принимает его форму. Ум – это также «приют» мыслей, которые трудно удерживать, потому что они неуловимы, как ветер. Ум (манас) — меньше, чем разум. Разум — осознанный ум.
Правильная мысль, сохраняемая разумом, приносит счастье.Без сосредоточения невозможно овладеть ничем, поэтому невозможно постичь божественность своей внутренней природы, не сосредоточив ум на Высшем божестве, создающем Вселенную. Для того, чтобы разум погрузился в восприятие единой стихии всего сущего, йогин произносит трансцедентный звук Аум (Ом).
Духовному прогрессу на пути йоги непременно сопутствуют крепкое здоровье, чувство легкости, психическая устойчивость, ясность и простота речи, благозвучный голос, приятный аромат тела и свобода от страстей и желаний. Ум безмятежен. Человек обретает смирение, освобождается от уз кармы (прошлых деяний), а значит, обретает возможность изменить свою судьбу.
1295211137_chakri-248x300
Следующая ступень аштанга-йоги называется дхьяна и состоит из системы непрерывной практики медитации. Если переливать масло из одного сосуда в другой, создается непрерывная струя. Так, когда поток концентрации непрерывен, возникает состояние дхьяны (медитации).Дхьяна освещает ум, тело, чувства, эго и разум, – все объединяется в объекте созерцания, Вселенском Духе. Если это происходит, то остается лишь ощущение Высшего Блаженства. Сознание йогина становится способным воспринимать
Свет, сияющий вне земли и небес. Он и сам становится светом.
На ступени дхьяна работа направлена на рост, упрочнение сознания, и на овладение силой в тонкости. Наиболее эффективно проводить медитации на “местах силы” — «дающих» человеку энергию участках Земли. Среди многих мест нужно выбрать те, которые способствуют расширению сознания в тончайших пространствах, сужествующих параллельно с привычной реальностью. При правильно подобранной последовательности этих мест количественный рост сознания происходит легко и быстро. Кроме проведения медитаций на «местах силы», с этой же целью можно выбрать спортивные нагрузки вкупе со специальными медитативными приемами, «медитативный бег», например, или «бег силы», который совершают в малознакомой пересеченной местности и в темное время суток, «моржевание» и т.д.
Последняя ступень йоги называется самадхи — созерцание. Усилия сосредоточены на взаимодействии сознания йогина с сознанием вселенского Бога, и слиянии с Ним. Это сверхсознательное состояние, неописуемое словами и непостижимое иначе, чем опытным путем. Самадхи приходит, если человек достиг неразделимого единства со Всевышним. Эта ступень – высший степень духовных достижений. В этом состоянии есть только безграничное блаженство и покой.Сознание попадает в ту реальность, где танец природы замирает, где созерцающий и созерцаемое становятся одним. После такого глубокого погружения в самадхи человек не сразу может вернуться к обычной жизни. Но этот опыт остается с ним навсегда: когда кто-то достигает самадхи, после этого он становится Мастером Реальности. Он может отправиться к Высшему и вернуться в земное сознание.
В созерцании (самадхи) человек превращается в саму Безбрежность, он в одно и тоже время находится глубочайшей концентрации и высочайшей медитации. Истина, которую можно было увидеть на ступени дхьяны, становится доступной. Во время медитации йог чувствует бесконечность, вечность и бессмертие внутри себя. А во время созерцания, или самадхи, он видит, что сам являет собой Бесконечность, Вечность и Бессмертие.
Созерцание – сознательное единение с бесконечным вечным абсолютом. В самадхи сознание становится единым целым с Творцом и видит целую Вселенную в самом себе. Человек, познавший просветление, или самадхи – нечто подобное источнику света, покоя и блаженства.
Читайте далее:
Сохранить статью?
Фитнес портал
Оставьте ваше мнение